Ворота монастыря. В них надвратная церковь, справа ныне пристройка городской бани, до революции 1917 в ней размещалась церковь Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» (постройка 1802-1804 гг.) и богадельня.
(ворота Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря в начале 20 века*)
Через ворота мы попадаем в первый внутренний двор монастыря, слева размещается ещё стадион (рано или поздно его снесут), слева заросли деревьев и кустов, окаймляющих берег пруда. Перед путником затем возникает второй уровень монастырских стен (этот монастырь являлся и строился как оплот, как крепость, потому такая защита и система водных преград не должна удивлять).
В них пристройкой к надвратной церкви (Тихвинской иконы Божьей Матери - 1792 год) является так называемая церковь "Крылечко" (также церковь Тихвинской иконы Божьей Матери, построенная Бенуа в 1860-1865 годах). Около нее установлен киоск по продаже пищи, что лишило возможность выбрать более нормальный фоторакурс. Да и дождь полил все сильней, так что на территории монастыря мы гуляли в основном с зонтом.
Пройдем через эти Введенские ворота (1668-1669) и окажемся уже в срединном дворе монастыря. Перед нами появились Святые врата с надвратной церковью Вознесения Господня (1591-1593). Яркие позолоченные купола её на фоне пасмурной погоды придало окружающему более оптимистичный настрой.
(Святые врата Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря в начале 20 века*)
И уже за ними нас ждало знакомство с центральным храмом - Успенским собором (1507-1515 гг.), в котором и хранится ныне, вернувшаяся из США, чудотворная Тихвинская икона Богоматери. Слева от собора находится корпус келий (монастырь действующий), а вот справа то, что стало архитектурной визитной карточкой Тихвина - необычная пятиглавая звонница, построенная в 1600 году. К ней прилегает храм Покрова (1581 г.).
Там где сейчас зеленый газон между собором и кельями в дореволюционные времена было монастырское кладбище с вековыми деревьями, на котором покоились настоятели и монахи со времен основания обители.
(Аллея к Успенскому собору монастыря в начале 20 века*)
Тихвинский мужской монастырь имеет богатую историю. Его создание относится к 1560 году согласно указу царя Ивана Грозного. Царь Иван весьма почитал это святое место, Успенский собор был построен по велению его отца - царя Василия, который по молитве чудотворной иконе, обрел шанс получить наследника престола, будущего Ивана Грозного. Сам же Иван приезжал сюда перед восшествием на царство в 1547 году, по рекомендации митрополита Макария, дабы укрепиться духом перед этим важным геополитическим актом - провозглашением Московского царства.
В Смутное время здесь прошлись огнем и мечом: польско-литовское разорение в 1610 году, в 1608-1613 годах шведские наемники во главе с Якобом Делагарди неоднократно осаждали монастырь, взяли его, уверив гарнизон в том, что они союзники царя московского Василия Шуйского, который в то время пытался руками шведов как-то справиться с интервенцией поляков. В ответ на это тихвинские жители поднялись супротив них и выбили из святых стен протестантскую нечисть, которая не успокоилась, а устроила длительную и жестокую осаду монастыря, пока согласно летописи защитники, призвав Небесную покровительницу, не разбили их в июне 1613-го, и шведы "возмятошася, всколебашася и яшася бегства со студом, друг друга со зади биюще".
Мы прошли в храм, осмотрели его убранство (иконы, фрески), там находятся также мощи преподобного Антония Дымского, основателя монастыря в Приладожье Ленобласти, и посмотрели на чудотворную Тихвинскую икону, к ней, охраняемой двумя сотрудниками службы безопасности, большая очередь паломников была для целования, потому видели только её сбоку.
После храма посетили историко-краеведческий музей при монастыре, там довольно значительная коллекция икон и археологических материалов (всем рекомендую посетить). Когда вышли из монастырских стен, то перед нами встала задача утолить голод, и как оказалось, в Тихвине, во всяком случае около места паломничества, это довольно проблематично (при монастыре есть трапезная, но там заказывать надо обеды на группу и заранее). И так по ходу поисков пищи, желательно уже изготовленный к употреблению, мы отправились к вокзалу, около которого наш гид обещал приличное кафе. Заодно мы обозревали местные виды города.
По пути к вокзалу посмотрели на собор на центральной площади городка. Сей храм именуется Спасо-Преображенским.
(Спасо-Преображенский собор в начале 20 века*)
В итоге улицы нашли кафе, рекламированное гидом, но там нас развернули, сославшись на занятость, и по пути восвояси мы нашли какое-то заведение, в котором подобно удивленно восприняли посетителей как таковых, но немного пищи все-таки получили мы. Из чего совет: не рассчитывайте в Тихвине на общепит. Вкушайте то, что добудете сами.
Дошли мы до автобусной стоянки, погрузились и под совсем уже ливневые осадки, в полусне, поехали обратно - с прародины на родные просторы Санкт-Петербурга.
* - Г. Давс "Тихвинские дали" (СПб, 2002)
07 июня 2005 года
Фото: Чуйкова Марина и Розимя Павел
Текст: Розимя Павел